Международный день театра — это не просто интернациональный профессиональный праздник мастеров сцены и всех работников театра, это и наш общий — праздник миллионов неравнодушных зрителей. Каждую весну в России проходят творческие вечера, театральные фестивали, встречи с актерами и режиссерами, выставки, праздничные постановки и показы лучших спектаклей.

Конечно же, самое дорогое сердцу интинского театрала — спектакль. А если это еще и премьера!.. А если еще и Шекспир!.. Драматург и поэт, гуманист и человек Возрождения, Уильям Шекспир считается великим англоязычным писателем, национальным поэтом Англии и одним из лучших драматургов мира. Шекспира знают все, даже те, кто ничего не знает о Шекспире! За свою творческую жизнь драматург написал 17 комедий, 11 трагедий, 5 поэм, более 150 сонетов и около 10 хроник. Его пьесы переведены на все основные языки и ставятся наиболее часто. А киностудии снимают картины по произведениям Шекспира, которые актуальны сегодня не менее, чем во времена автора.

Молодежный состав народного коллектива театра «Поиск» представил интинским зрителям два варианта спектакля «Вся наша жизнь — игра, или страсти по Шекспиру». Сыграли его два состава актеров, а поставил театральное действо заслуженный работник Республики Коми, лауреат Государственной премии Республики Коми Артуш Арзаканцян. Спектакль выдержан в черно-красных тонах — костюмы актеров, одежда сцены. Декораций практически никаких, лишь необходимый реквизит, ничто не отвлекает от постижения глубины мысли драматурга. В современном шекспировском спектакле историзм в значительной мере условен. Театры стремятся воспроизвести не внешний облик, а дух эпохи, породившей масштабные конфликты пьес Шекспира. А в них любовь и трагедия, любовь и комедия, любовь и смерть — рядом.

На фоне тревожно колышущегося занавеса представление началось выходом масок-лицедеев. Вместе с ними обратился к почтеннейшей публике Автор (Артуш Арзаканцян). Режиссер выбрал отрывки из пьес, представляющих все шекспировские жанры — трагедии, комедии и исторические хроники: «Ромео и Джульетта», «Макбет», «Укрощение строптивой», «Ричард III». Именно так чередовались эпизоды. Зрители увидели две совершенно разные сцены объяснения в любви: романтическую в «Ромео и Джульетте» (Ромео —Дмитрий Макарихин, Джульетта —Александра Шорина, Елизавета Голубцова). Под покровом ночи молодые люди обмениваются пылкими признаниями, клятвами любви и верности, берегут свою юную, хрупкую любовь. И в противопоставление — язвительно-насмешливое объяснение из «Укрощения строптивой». Предприимчивый веронец Петруччо, достойный сын своего авантюрного времени (Александр Тренин), пересиливает надменную женскую строптивость Катарины (Алина Ахмерова, Евгения Горбачева). Этот жених — не сентиментальный влюбленный, а человек практической сметки, уже понабравшийся жизненного опыта в своих странствованиях. Ему чужда изнеженная галантность светских кавалеров. Он нисколько не пугается упрямства и норова девицы. Наоборот, ему с его жаждой активности даже нравится задача укротить строптивую, с которой никто не мог сладить. На грубости Катарины Петруччо отвечает веселой усмешкой, заявляет, что находит Катарину ласковой, любезной и тем самым всё больше выводит ее из себя. Доходит даже до дуэли на шпагах (постановка Антона Каминского). И чем больше в невесте горячности, тем заметнее становится: она внутренне все более уступает воле Петруччо. И против брачной церемонии уже не возражает…

«Макбет» — самая мрачная из великих трагедий Шекспира. В спектакле были представлены  инфернальные образы ведьм (Анна Алексеева, Виолетта Гибалова, Элеонора Юрийчук, Александра Ярославцева, Юлия Капинус, Дарья Артеева, Екатерина Канева) и их повелительницы Гекаты (Антон Домаев). Страшный хоровод этих жутких существ предвещает чудовищное попрание человечности. Ведьмы воплощают самое низменное, что есть в природе. У них свой страшный юмор, их зловещие шутки связаны со смертью, высшая радость для них — хаос бессмысленных убийств и жестоких страданий. Ведьмы собираются на закате хороводом вокруг костра на пустыре и варят чародейное зелье из зловещих веществ. К ним с вопросом является шотландский генерал Макбет (Валерий Янкаускас, Александр Носов). Речи ведьм полны бессмыслицы, но так и должно быть, ибо они воплощают стихию жизни, где разум бессилен, где царит слепая страсть и человек оказывается игрушкой темных инстинктов. Особенно если в душе его гнездится червь честолюбия. Чем больше он получает, тем большего хочет. И благородный по натуре герой сбивается с пути, поверив в колдовское пророчество, которое к тому же оказывается ложным…

История Ричарда Глостера — одна из самых драматических в сорокалетней борьбе за английский престол (война Алой и Белой розы, династий Ланкастеров и Йорков.) В «Ричарде III» воплощается мрачный дух братоубийственной розни. Главный герой — человек жестокий, коварный, лицемерный. Рожденный уродом, своими поступками он мстит природе и людям. Это  злодей выдающийся, наделенный разнообразными талантами: умен, проницателен, смел, побеждает там, где, казалось бы, победа невозможна. В его образе Шекспир отметил: «Чем более велик человек, тем он страшнее в своем падении». И даже в небольшом отрывке это чувствуется в исполнении Дмитрия Штина и Виктории Трофимовой (да-да, не удивляйтесь, играли же в свое время Гамлета Сара Бернар, Мари Гловер, Фелицита Абт. И интинский эксперимент вполне удался. Оба Ричарда были на высоте). Ричард добивается расположения леди Анны, дочери Уорика и вдовы Эдуарда, принца Уэльского, которых сам же Глостер и убил. В этой сцене ярко проявляются способности Ричарда искусно и беззастенчиво лгать и уговаривать. Несмотря на предубеждение против убийцы, Анна (Ирина Баринова, Яна Терентьева) сломлена, побеждена и соглашается выйти за него замуж…

Заключительная сцена спектакля «Вся наша жизнь — игра, или страсти по Шекспиру» вновь из «Ромео и Джульетты». Герои-любовники эпохи Возрождения, охваченные страстью, вышли из привычных рамок традиций: Ромео решается на тайный брак, Джульетта не разыгрывает из себя стыдливую леди, оба они готовы идти против воли родителей и общества, чтобы быть вместе. Но  финал их любви мрачен и трагичен. Ромео и Джульетта по очереди лишают себя жизни, думая, что потеряли самого дорогого человека. Их последние монологи полны горечи и страсти…

Затемнение, пауза, которую не сразу прервали аплодисменты, — и вот уже актеры выходят на сцену всей труппой и исполняют под гитару песню «После спектакля» (стихи Марины Бойковой), о мире театральных условностей. А зрителям помимо отличной актерской игры запомнятся и детали  постановки: игра света, дыма, теней, танцы средневековых балов, торжественные и плавные (хореография Анны Вахрушевой), интересное пластическое решение эпизода изготовления зелья, азартное фехтование. И один из частых и любимых приемов режиссера, когда актер (здесь Ромео) играет среди зрителей. А красивый балкон для Джульетты у нас есть свой. И, восходя к традициям шестидесятников, молодых театров «Современник» и «Таганки», актеры театра «Поиск» играют главные роли и тут же выходят в массовке, работают весь спектакль.

Но заключительный аккорд нынешних спектаклей всё же был оптимистичен — Автор прочел свой 116 сонет, оду любви:

«Любовь — над бурей поднятый маяк,

Не меркнущий во мраке и тумане.

Любовь — звезда, которою моряк

Определяет место в океане.

А если я не прав и лжет мой стих,

То нет любви — и нет стихов моих!»

Стократно прав ты, о великий Бард! Любовь вечна, всепоглощающа, а каждое время имеет своего Шекспира. Его пьесы открывают актерам все новые и новые творческие возможности. Шекспир продолжает жить на театре, и секрет успеха его произведений не только в сценическом мастерстве, но и в умении найти в пьесах драматурга мотивы, которые отвечают самым важным запросам современности. Шекспир неисчерпаем! Шекспир — это то, что происходит с нами, здесь и сейчас, как и четыреста лет назад. А если кто-то из зрителей впервые попал на спектакль по Шекспиру или потом захочет перечитать, послушать, посмотреть какие-то пьесы или фильмы, ваша задача с лихвой выполнена, господа актеры! Спасибо вам!